Новый издательский фотопроект «Проникновение в Приморье» представят во Владивостоке 19 февраля в Приморском музее имени Арсеньева. Проект был вдохновлен конкурсом Look At Vlаdivostok http://lookatvladivostok.ru/, по результатам которого ежегодно издаются фотоальбомы о жизни Владивостока.
«Проникновение в Приморье» — серия сольных книг, где разные авторы языком фотографии рассказывают о нашем удивительном крае. Открывает серию фотоальбом любителя экстремальных одиночных путешествий и пейзажного фотографа Виталия Беркова. Корреспонденту DEITA.RU Виталий рассказал о том, каково это снимать пейзаж на обледенелом горном склоне, когда фотоаппарат вырывает из рук ураганный ветер, и как пройти в финал престижных российских конкурсов.
- Виталий, в рамках проекта «Проникновение в Приморье» выходит книга ваших фотографий, то есть ваши работы открывают проект. Что будет в этом альбоме?
- Там будут мои лучшие работы, сделанные на протяжении 10 лет. Для меня смысл в том, чтобы представить наш край, показать наши достопримечательности. Показать дикую природу без людей, грубо говоря, как бы глазами первопроходца. Хотя в альбоме есть раздел с Владивостоком, островом Русский, но города практически нет – природа во всех её проявлениях. Да, это лучшие мои работы, хотя сейчас я уже готов к чему-то и придраться, что-то хотелось бы переснять. Потому что, когда ты становишься профессионалом, не от слова «профессия» а от слова «профессионализм», видишь где-то недостатки либо технического плана, либо хочется что-то добавить, поймать особую атмосферу. Но «переснимание» может занять полжизни, чтобы всё желаемое совпало, в пейзажной фотографии очень много составляющих. У нас в Приморье очень сложные погодные условия, и это большая проблема. Дымка, туманы - в этих условиях сложно фотографировать: сколько я хожу, редко удается поймать состояние природы без них. Эта книга - некий рассказ человека, путешествующего по горам, спускающегося к морю, рассказ о нашем крае.
- Как всё начиналось, что в вашу жизнь пришло раньше - путешествия или фотография?
- Изначально путешествия. Ещё в студенчестве мы с друзьями регулярно ездили на острова Попова, Рейнеке и, увидев красоту этих мест, мне захотелось как-то её передать. На тот момент у меня была обычная любительская камера - самый простой плёночный фотоаппарат. Я фотографировал себя, друзей на фоне природы, но уже тогда какое-то зёрнышко проросло. Потом узнал о таком месте, как Пидан, и мне захотелось побывать там без официальной тургруппы, а со своими друзьями и единомышленниками. Тогда я уже купил зеркальный фотоаппарат и с той поездки, считаю, меня и захватило!
- А как сейчас? Вы идёте в поход ради путешествия или уже целенаправленно снять кадр?
- Сложный вопрос на самом деле, это трудно разделить. Думаю, всё же иду в поход, а фотография - это дополнение: фотографирую и наслаждаюсь тем, что вижу. Я фотограф пейзажный, а не трэвел, прихожу на одно место и стараюсь находиться там несколько суток, мне важно прочувствовать место. Пейзажная фотография подразумевает, что ты уже был здесь, знаешь лучшие точки съёмки и с них ловишь нужное для тебя состояние природы. Стараюсь вернуться на одно и то же место по нескольку раз.
- Как достаются красивые кадры? Наверняка у вас есть фотографии, за которыми стоят интересные истории. Поделитесь ими.
- Конечно, есть. Тот же мой фотопортрет «дед мороз», это единственное моё селфи. На самом деле всё произошло на простенькой вершине - горе Туманная хребта Большой Воробей. Многие туда ходят летом. В тот мой поход, в середине января, произошел резкий перепад температур с -9 до -35 с сильным ветром. В первый день, когда я поднялся на гору, было всё в тумане, около 9 градусов мороза, ни ветерка, красота вокруг, прямо сказочная атмосфера. Под утро я проснулся от жуткого холода, температура упала до -35 и дул сильный ураганный ветер, вот в этих условиях и был сделан этот снимок. Перепад с красивой тихой сказки в ледяную, суровую был очень запоминающимся, и мне удалось это передать. Обычно в трудных, приближенных к экстремальным ситуациях проблематично снять кадр, который бы передавал состояние. Это очень сложно, но в этом и есть основной смысл фотографии - передать то, в чём ты находишься. Если удаётся зацепить, и зритель видит состояние, это самое ценное в фотографии.
Ещё из запоминающихся историй был мой довольно долгий переход между вершинами горы Снежной и горы Облачной, так называемый траверс. Я тогда за семь дней прошёл около ста километров. Без тропинок, без дорог. Это было в октябре, после тайфуна Лайонрок. Там и прежде была зона поваленных деревьев, а после тайфуна она стала в два раза больше. Тяжело было конечно. Была проблема с водой, ручьи-то внизу остались, в распадках, приходилось тащить воду на себе, и искать её приходилось, порой для этого спускался вниз под углом где-то градусов 90. И когда до вершины Облачной осталось идти всего час всё заволокло туманом, поднялся сильный ветер и ливень полил просто стеной. Я не успел переодеться, потому что вещи внутри рюкзака. Было относительно тепло, где то +10, но шквальный ветер и я, естественно, полностью промок. В это время я был на гребне и решил, что в такой туман и ветер идти дальше нельзя и надо попытаться организовать ночёвку прямо здесь. А гребень каменистый и узкий, два метра ширина и скат вниз в обе стороны. Мне повезло - нашел площадку довольно ровную, прижал палатку, но площадка была маленькая, так что концы дуг, на которые палатка крепится, висели в воздухе.
Утром проснулся от жуткого треска. Ночью ударил мороз, всё заледенело, и трещала обледенелая палатка. Вылез наружу, вокруг ничего не видно, дует ураганный ветер. У меня сдуло перчатки, пришлось надеть на руки носки. Практически ползком я полез на хребет дальше. Стланик был покрыт ледяной коркой, ветер сбивал с ног вместе с рюкзаком, а наверху даже выпрямиться было нельзя - сносило и начинало тащить по земле, приходилось между камней маневрировать. Так вот там мне удалось сделать несколько интересных кадров. Один – это предзимняя гора Облачная, покрытая первым снегом. Был хороший свет, получилась довольно интересная фотография. И там же, когда поднимался по самому гребню, снял виды – пробивается солнце, высвечиваются огненные пятна и постепенно туман начинает расползаться. К сожалению, фотографии это зрелище полностью не передают. Представьте ещё условия, в которых приходилось снимать – удержать фотоаппарат в руках практически нереально было, его ветром вырывало, самого меня волочёт, упираться приходилось всеми силами. Конечно, условия были очень экстремальными. Я человек рациональный, стараюсь всё рассчитать, за экстримом не гонюсь, но коль попал в такие условия, пришлось в них действовать. Ведь любой фотограф, я думаю, мечтает снять какое-то необычное явление.
- Виталий, вы специально где-то учились фотографии?
- Нет. Конечно, читал о законах в интернете. Законы композиции надо знать, применять там, где они работают. Но понимание, когда это работает, а когда нет, приходит только с опытом. Целенаправленно я не ищу золотое сечение или правило треугольников.
- Вы участвуете в различных фотоконкурсах, ваши фотографии проходят в финал и побеждают. Когда вы начали участвовать в конкурсах и где ваши фотографии стали номинантами и победителями?
- Участвовать начал года через три после того, как взял в руки зеркальный фотоаппарат. Когда увидел у себя кадры, которые посчитал, что они могут быть не просто интересны мне, друзьям, знакомым, а в них что-то есть. Не то что бы уникальное, но что-то интересное. Тогда я и попробовал. Первая моя удача была на National Geographic в конкурсе «Дикая природа России». Представьте, где-то из сорока тысяч снимков отобрано было сто девяносто и из них сразу три моих. Для меня это было просто шоком.
Вообще у нас в России четыре основных фотоконкурса, где представлена дикая природа. Это «Дикая природа России», «Самая красивая страна», «Первозданная Россия» и «Золотая черепаха». «Золотая черепаха» - международный конкурс, он очень высокого статуса. Туда мне, к сожалению, не удавалось пробиться в финал, только в полуфиналы. В остальных всех конкурсах я попадал в финалы, и мои фотографии участвовали в фотовыставках. А занять победное место в таких конкурсах сложно, всё-таки участвуют фотографы со всей России. А так победы были. Побеждал в конкурсе Epson «Планета цвета» в номинации «Природа», в фотоконкурсах «Дальневосточное наследие», «Посмотри на Владивосток». В 2016 году я победил в довольно крупном фотоконкурсе Nikon «Я в сердце изображения», туда присылают работы те, кто снимает на Nikon. Я занял третье место в номинации «Профессионалы. Анималистика». А наш фотограф Юрий Смитюк в этой номинации занял первое место, с утками-мандаринками.
Два года назад на фестивале «Первозданная Россия» - это тоже можно назвать конкурсом, потому что фотографии отбирают на выставку - прошел мой проект «Неизвестное Приморье». Он показывает наш край с разных сторон – море, горы, тайга. Снимки были сделаны в разное время, где-то в течение шести лет. К сожалению, Приморье почти что не представлено на серьёзных российских и тем более мировых фотовыставках, а ведь так продвигается наш край. В этом году на конкурсе «Дикая Россия» в финал попало девять снимков видов Приморского края. И это очень приятно! Почти все они были сделаны нашими приморскими фотографами, одна из этих работ моя.
- Фотоконкурс «Посмотри на Владивосток» наш, местный, и сейчас вы в составе жюри. Но вы же были и участником, какие победы были здесь?
- Я второй год в жюри, в этом году ещё и модератор проекта. А так участвовал в конкурсе с самого его начала. Мои фотографии есть в четырёх альбомах. Шесть раз мои фотографии становились лучшими в номинации. Два снимка признаны лучшими в проекте. При том, что многие фотографии побеждали не в моём жанре. Была победа в номинациях «Спорт», «Архитектура», «Море», «Повседневность», то есть разные номинации.
- Что для вас самое главное в фотографии?
- Передача состояния, в котором я нахожусь.
- Вы часто уходите в тайгу в одиночку. Что вам дают путешествия?
- Спокойствие, умиротворение, отдых от суеты, какое-то внутреннее очищение, можно сказать. Раньше я думал, что не смогу жить без моря. В последние годы я практически на море уже не снимаю. Все время в горы хожу. Я понял, что уже не могу без гор. Когда ты находишься наверху, то даже в наших невысоких горах, которые многие называют сопками, видишь всё, что происходит вокруг тебя. Когда ты в городе находишься, иногда не увидишь, как встаёт солнце, только отмечаешь точки – вот оно там, там, там. А, находясь наверху, ты замечаешь, как всё вокруг тебя меняется. Цель пейзажного фотографа, помимо желания поймать состояние, - показать то, как свет меняет пейзаж. А для того, чтобы это поймать, ты должен увидеть, как меняется свет, как меняются тени. Когда всё это происходит вокруг тебя, это незабываемое ощущение.
Ирина Павленко
Источник: http://deita.ru/news/fotograf-vitalij-berkov-proniknovenie-v-primore-eto...